Избирательная комиссия
Челябинской области

Версия для слабовидящих

Положение

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 декабря 2009 года

72/511-4

г. Челябинск

О Порядке работы с обращениями граждан и других участников выборов и референдумов в избирательных комиссиях Челябинской области

Руководствуясь статьями 75 и 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Порядок работы с обращениями граждан и других участников выборов и референдумов в избирательных комиссиях Челябинской области (прилагается).

2. Признать утратившим силу постановление избирательной комиссии Челябинской области от 15 февраля 2007 года № 101/1062 «О Порядке работы с обращениями граждан и других участников выборов и референдумов в избирательных комиссиях Челябинской области».

3. Направить настоящее постановление в территориальные избирательные комиссии Челябинской области и избирательные комиссии муниципальных образований.

Председатель комиссии

И.А. Старостина

Секретарь комиссии

И.Н. Глуздань

УТВЕРЖДЕН постановлением избирательной

комиссии Челябинской области

от 25 декабря 2009 года № 72/511-4

ПОРЯДОК

работы с обращениями граждан и других участников выборов и референдумов в избирательных комиссиях Челябинской области

1. В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Закона Челябинской области от 27 августа 2009 года № 1874 «О рассмотрении обращений граждан» граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Настоящий Порядок объединяет действующие правовые нормы, регламентирующие порядок подачи и рассмотрения обращений, конкретизирует порядок и формы работы с обращениями граждан и других участников выборов и референдумов в избирательных комиссиях Челябинской области.

2. В Порядке используются следующие термины:

комиссия – избирательная комиссия Челябинской области, окружная, территориальная, участковая избирательные комиссии; избирательная комиссия муниципального образования;

обращение – направленное в комиссию письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение в комиссию гражданина, избирателя, участника референдума, иных лиц и организаций;

предложение - рекомендация гражданина, избирате­ля, участника референдума, иных лиц и организа­ций по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности избирательных комиссий, развитию общественных отношений в сфере проведения выборов и референдума;

заявление - просьба гражданина, избирателя, участника референдума, иных лиц о содействии в реализации его конституционных прав и свобод, конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе в работе комиссий, государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов;

жалоба - просьба гражданина, избирателя, участника референдума, иных лиц о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

коллективное обращение - обращение двух и бо­лее граждан, избирателей, участников референду­ма, а также обращение, принятое на митинге или собрании, подписанное организаторами этого митинга или собрания.

3. Рассмотрению в комиссии подлежат обраще­ния избирателей, участников референдума, кан­дидатов, зарегистрированных кандидатов, изби­рательных объединений, политических партий, иных общественных объе­динений, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, их уполномоченных представи­телей, инициативных групп избирателей, иници­ативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума, наблюдателей, нижестоящих избирательных комиссий, других участников и организаторов выборов, референду­мов, а также иных лиц и организаций в соответ­ствии с законодательством Российской Федера­ции, Челябинской области и компетенцией комиссии.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством о выборах и ре­ферендумах правом на обращение в Комиссию пользуются граждане, достигшие 18 лет и обладающие активным избирательным правом, правом участвовать в референдуме.

При проведении выборов в органы местного са­моуправления, местного референдума на основа­нии международного договора Российской Федера­ции правом на обращение в комиссию пользуются и иностранные граждане, достигшие на день голо­сования возраста 18 лет и постоянно проживаю­щие на территории муниципального образова­ния, в котором проводятся выборы, референдум.

Обращение может быть подано как самим граж­данином, полагающим, что его права, свободы и законные интересы нарушены, так и его уполно­моченным представителем, в том числе и пред­ставителем общественной организации. Полно­мочия представителя должны быть оформлены в соответствии с законом.

Письменное обращение должно содержать наи­менование и адрес органа или должностного лица, которым оно направлено, изложение существа предложения, заявления, жалобы, фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения, суть предложения, заявления или жалобы, личная подпись и дата.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин может приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть дан ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении обжалуется судебное решение, обращение возвращается гражданину с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Комиссия при получении обращения, содержащего оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если текст обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается.

Обращение, поступившее в комиссию по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Положением.

4. Жалобы и заявления в комиссию могут быть поданы в следующие сроки по вопросам:

регистрации, отказа в регистрации кандидату, списку кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума – в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения;

отмены регистрации кандидата, выдвинутого непосредственно, по его личному заявлению – не позднее чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому оснований не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования);

отмены регистрации кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, не позднее, чем за 15 дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств – не позднее, чем за день до дня голосования (в том числе повторного голосования);

отзыва избирательным объединением кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу – не позднее, чем за 5 дней до дня голосования;

отзыва избирательным объединением кандидата, включенного в список кандидатов – не позднее, чем за 15 дней до дня голосования.

Подача жалоб, заявлений в комиссию по иным вопросам подготовки и проведения выборов, референдума в рамках избирательной кампании, кампании референдума сроками не ограничены.

Жалобы на нарушения избирательных прав, права на участие в референдуме, имевшие место в период избирательной кампании, кампании референдума, могут быть поданы в течение одного года со дня официального опубликования результатов выборов, референдума.

5. Обращения, поступающие в комиссию, и от­веты на них подлежат регистрации в соответ­ствии с установленными в комиссии правилами делопроизводства в течение трех дней со дня поступления.

Обращения, касающиеся нарушений избирательных прав граждан в период подготовки и проведения выборов, регистрируются в день поступления в избирательную комиссию.

На устные обращения граждан к председателю комиссии во время личного приема, а также по специально организованным горячим линиям, во время проведения прямых эфиров по радио и телевидению дается устный ответ. В случае, если обстоятельства, изложенные в устном обращении, требуют дополнительной проверки, устное обращение заносится в карточку личного приема, и в дальнейшем рассматривается в порядке, предусмотренном для рассмотрения письменных обращений граждан.

6. Председатель избирательной комиссии Челябинской области, а в его отсутствие заместитель председателя или секретарь комиссии ведет личный прием граждан и несет ответственность за его организацию. График личного приема граждан утверждается председателем избирательной комиссии Челябинской области, доводится до сведения населения путем размещения его в доступном месте в помещении избирательной комиссии Челябинской области, а также на официальном сайте комиссии.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность.

В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию комиссии, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

7. Комиссия не вправе отказать в принятии обращений. Поступившее в комиссию обращение по вопросу, не относящемуся к ее ведению, направля­ется комиссией в течение пяти дней со дня регистрации по принадлежности с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, а при личном приеме разъясняется, куда следует обра­титься по данному вопросу. При этом комиссия вправе запросить орган или должностное лицо документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

8. Комиссия обязана рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

9. Запрещается направлять жалобу для рассмо­трения в избирательные комиссии, в иные органы и должностным лицам, решения и действия (бездействие) кото­рых обжалуются, за исключением случаев, когда жалоба, согласно законодательству о выборах, референдуме, должна быть рассмотрена по сущест­ву на заседании комиссии, о чем сообщается заявителю. В случае если в соответствии с настоящим запретом невозможно направить жалобу на рассмотрение в комиссию, иные органы или должностному лицу, в компетенцию которых входит рассмотрение названных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в установленном порядке или в суд. Ес­ли автор обращения не согласен с принятым комиссией решением, то оно может быть обжалова­но им в вышестоящую комиссию либо в суд.

10. В соответствии с регламентом комиссии, инструкцией по делопроизводству в комиссии, по­ступающие в комиссию обращения, согласно письменной резолюции председателя комиссии, а в его отсутствие - заместителя председателя или секретаря, рассматриваются членами комис­сии с правом решающего голоса, работниками аппарата комиссии, а в случае необходимости выно­сятся на рассмотрение рабочей группы по предва­рительному рассмотрению жалоб и иных рабочих групп, сфор­мированных при комиссии, а затем - на заседание комиссии.

При рассмотрении обращения исполнителем проверяется наличие или отсутствие аналогич­ного обращения в производстве суда.

Непосредственно на заседании комиссии рас­сматриваются и принимаются решения по обращениям на решения и действия (бездействие) комиссий нижестоящих комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, за исключением, случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, по наибо­лее значимым и сложным обращениям, требующим обсуждения и решения коллегиального органа. При этом комиссия вправе рассмотреть и принять ре­шение по любому поступившему в комиссию обра­щению, относящемуся к ее ведению, в том числе может пересмотреть решение, принятое предсе­дателем, рабочей группой комиссии.

Порядок работы рабочих групп избирательной комиссии сформированных комиссией, регламентируется положениями, утвержденными постановлением комиссии.

11. Сведения о нарушениях закона, прав избира­телей, иных участников избирательного процес­се, участников референдума, сообщаемые в жало­бе, при необходимости могут быть проверены членом избирательной комиссии, работниками аппарата комиссии и привлеченными специалистами с выездом на место. Решение об этом принимается председа­телем комиссии, как по своей инициативе, так и по предложению руководителя рабочей группы ли­бо члена комиссии, рассматривающего жалобу.

12. Проекты постановления (решения) избирательной комиссии по обра­щению и ответ заявителю в соответствии с письменной резолюцией председателя комиссии, в его отсутствие - заместителя председателя, секретаря готовятся работниками аппарата комиссии или членом комиссии. Проект от­вета заявителю визируется исполнителями, руководителями соответствующих отделов (при их наличии), а проект постановления (решения) комиссии, кроме того, - иными должностными лицами в соответствии с требованиями инструкции по делопроизводству в комиссии, и членом комиссии, обеспечивающим его подготовку. После процедуры визиро­вания ответ заявителю передается на подпись со­ответствующему должностному лицу – председателю, а в его отсутствие заместителю или секретарю комиссии, а проект постановления (решения) комиссии - секретарю комиссии для вынесения на заседание комиссии в установленном порядке.

Повторное обращение по тому же вопросу на­правляется на исполнение тому члену комиссии, работнику аппарата комиссии, которые занимались подготовкой проекта постановления (решения) комис­сии либо ответа заявителю на его предыдущее обращение.

13. Проект постановления (решения) комиссии после об­суждения и принятия на заседании комиссии дора­батывается исполнителем с учетом принятых комиссией предложений и замечаний, визируется соответствующими должностными лицами и пе­редается председателю и секретарю комиссии для подписания.

Постановление (решение) комиссии, принятое по обраще­нию, направляется заявителю, иным заинтересо­ванным организациям и лицам в соответствии с требованиями инструкции по делопроизводству в комиссии.

14. В случае отказа в удовлетворении жалобы без рассмотрения ее на заседании комиссии, в от­вете заявителю указываются мотивы отказа с возможным разъяснением порядка обжалования принятого решения.

Решения и действия (бездействие) комиссии и ее должностных лиц могут быть обжалованы в суд согласно подсудности, установленной статьей 75 Федерального закона "Об основных гарантиях из­бирательных прав и права на участие в референ­думе граждан Российской Федерации" и ГПК РФ.

15. Комиссия с учетом существа поступившего обращения вправе направить в правоохрани­тельные и другие государственные органы пред­ставление о проведении соответствующей про­верки и пресечении нарушений законов, регулирую­щих подготовку и проведение выборов и референ­дума. О направлении представления сообщается автору обращения.

16. При неоднократном обращении гражданина, иного участника избирательного или референдумного процессов по одному и тому же вопросу ему, с согласия комиссии или ее руководителя, может быть направлено уведомление о прекращении дальнейшей переписки при условии, что заявите­лю давался исчерпывающий письменный ответ по существу обращения.

17. В соответствии с пунктом 9 статьи 75 Феде­рального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» комиссия при­останавливает рассмотрение жалобы в случае, если аналогичная жалоба принята к рассмотрению судом, о чем сообщается заявителю. Аналогичной считается жалоба, поданная в суд тем же лицом (его уполномо­ченным представителем) по тому же вопросу.

В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.

18. Обращения, поступающие в комиссию, рас­сматриваются в сроки, установленные законода­тельством о выборах и референдуме, отсчет сро­ка рассмотрения ведется со дня поступления об­ращения в комиссию и регистрации его в установленном порядке.

19. Жалобы и заявления, поступившие в комиссию в период избирательной кампании, кампании референдума, разрешаются в следующие сроки по вопросам:

о регистрации инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации решение комиссии – в течение 15 дней со дня поступления ходатайства;

о регистрации, отказа в регистрации кандидата – не позднее чем в пятидневный срок с момента поступления жалобы, заявления;

по иным вопросам решение по жалобам, поступившим в период избирательной кампании, кампании референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно.

Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в десятиднев­ный срок со дня подачи обращения.

20. При рассмотрении обращений комиссия вправе истребовать и получать необходимые до­кументы и материалы, заслушивать сообщения должностных лиц и граждан.

Если жалоба, заявление рассматриваются комиссией на заседании, на заседание приглашаются заинтересованные стороны (авторы жалоб, заявлений) а также лица, действие (бездействие) которых обжалуется.

21. Ответ на запрос Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (парламентский запрос) дается председателем комиссии, либо лицом, исполняющим его обязанности, в письменной форме в течение 15 дней со дня получения запроса или в иной согласованный с инициатором запроса срок.

Ответ на запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ дается председателем комиссии, либо лицом, исполняющим его обязанности, в письменной форме в течение 30 дней со дня получения запроса или в иной согласованный с инициатором запроса срок.

Ответ на депутатский запрос, обращение депутата Законодательного Собрания Челябинской области, депутата представительного органа муниципального образования дается председателем комиссии, либо лицом, исполняющим его обязанности, в письменной форме в течение 15 дней со дня получения запроса или в иной согласованный с инициатором запроса срок.

Обращения военнослужащих и членов их семей рассматриваются в срок до 15 дней со дня их поступления в комиссию. В тех случаях, когда для разрешения таких жалоб, заявлений необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов, сроки разрешения жалобы могут быть продлены председателем, но не более чем на 15 дней. О продлении срока рассмотрения жалобы, заявления сообщается заявителю.

Инициатор запроса имеет право участвовать в заседании комиссии при рассмотрении поставленных им в запросе вопросов. О дне и часе рассмотрения запроса инициатор должен быть извещен заблаговременно.

Ответ на письменный либо устный запрос руководства Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, направленный в комиссию, дается председателем комиссии, либо лицом, исполняющим его обязанности безотлагательно, а при необходимости дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней со дня получения обращения. О ходе проверки инициатор запроса регулярно информируется.

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты Законодательного Собрания Челябинской области, депутаты пред­ставительных органов муниципальных образований по вопросам своей деятельности пользуются пра­вом быть принятыми руководителями комиссии в перво­очередном порядке.

22. Обращения в комиссию по вопросам, не свя­занным непосредственно с текущей избиратель­ной кампанией, кампанией по проведению рефе­рендума разрешаются в срок до одного месяца со дня регистрации обращения в комиссии, а не тре­бующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее чем через 15 дней со дня поступления обращения.

В тех случаях, когда для разрешения жалобы или заявления необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных мате­риалов либо принятие других мер, сроки разреше­ния жалобы или заявления могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на один ме­сяц, о чем сообщается заявителю.

23. Ответ на обращение подписывается председателем комиссии, а в его отсутствие заместителем или иным уполномоченным лицом комиссии и направляется по почтовому адресу, указанному в обращении или по информационным системам общего пользования.

© 2017. Избирательная комиссия Челябинской области

454009, г. Челябинск, ул.Ленина, 56, каб. 327- приемная
Эл. почта: ikchel@mail.ru
Тел.: (351) 265-78-70
Факс: (351) 265-78-70, 263-88-02